Шалдыбина Ирина Викторовна - воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка (корпус-3)

Интерактивное пособие по краеведению «Кусочек родины моей прекрасной»

12 апреля 2018

   Многим педагогам хорошо известна  цитата Дмитрия Сергеевича Лихачева:

    «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

        В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в воспитании детей дошкольного возраста. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Наша задача,  как педагогов -  восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент.

      Учитывая возрастающую роль народной культуры и познавательный интерес к малой родине в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, представляю вашему вниманию интерактивное пособие – трансформер  «Кусочек родины моей прекрасной»,  отмеченное диплом I степени VΙΙ Всероссийского профессионального конкурса «Гордость России»  2018г..

     Особенность данного пособия заключается в его  многофункциональности, трансформируемости и интегративном характере всего  содержания. А также   внешней привлекательности для воспитанников,  вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию ребят.  Данное пособие отличает  практически неограниченный  спектр  возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности с детьми.

  На первой его странице изображен памятник, который первым можно увидеть, выходя с поезда, приехав в наш город. Именно он и ассоциируется с его названием, а также можно познакомиться с картой Пензенской области, на которой крупно выделены два крупнейших  города -  Пенза и Кузнецк.                                        

          Используя содержание второй страницы,  я знакомлю дошкольников с  государственными  символами нашей страны, нашей области и нашего города (гербы, флаги, гимны).  Применяя принцип интеграции образовательных областей, на этой же странице дети имеют возможность организовать игровую деятельность по «Речевому развитию», разгадывая различные ребусы.

    Дошкольники разгадывают слова по картинкам, по перым буквам в словах, составляют словосочетания и целые  предложения  (герб, гимн, флаг, Кузнецк, столица России – Москва, я живу в Кузнецке и др).

     По желанию могут организовать игру по сбору разрезных картинок, на которых изображена государственная и областная символика.

     Здесь же вместе с детьми разучиваем пословицы и поговорки о Родине.

   Город Кузнецк богат выдающимися талантливыми людьми, прославившими свою малую родину. Это  актер  Борис Тенин,  литературовед и писатель  Виктор Данилович Агапов,  художник  Александр Порфирьевич Алферов, боксер Роман Кармазин и др.  

    Содержание  страницы  «Гордость земли Кузнецкой» постоянно меняется.

 

           Для закрепления знаний детей о городе, социокультурных, образовательных и  торговых учреждений,  можно организовать игру  «Бродилку»  по родному городу или микрорайону, в котором они проживают. Все зависит от решаемых задач. 

 

      А содержание  раздела  «Колесо обозрения» дает возможность воспитанникам узнать какой их город был раньше и каким стал сейчас. Листая своеобразные книжки – малышки (книжки – раскладушки), дошкольники знакомятся с названиями старинных предметов быта, с забытыми профессиями, с устаревшими названиями частей тела человека.

 

          Моим воспитанникам очень нравится ощущать себя в роли юных экскурсоводов и археологов, поэтому они с удовольствием знакомятся с убранством русской избы  и организуют различные дидактические игры историко – археологического направленности.

 

          Переключая каналы необычного телевизора,  мальчишки и девчонки знакомятся как с народными промыслами, так и с продукцией, выпускаемой  предприятиями нашего города и  области.

 

          Здесь же через игру «Одень куклу в национальный костюм», дети знакомятся с основным национальным составом нашего города и области. Их национальной одеждой.

 

           Данное пособие помогает не только закрепить представления детей о  природе родного края, но и  учит любить и беречь ее.

    Дошкольники знакомятся  с  содержанием Красной книги Пензенской области, разгадывают загадки, разучивают стихи, составляют описательные рассказы о животных, насекомых и птицах, пользуясь мнемотаблицей.

  Учитывая ведущую линию игровой деятельности  детей дошкольного возраста,  я не смогла не включить раздел «Приглашаем детвору на веселую игру». Вместе со мной и  самостоятельно ребята организовывают подвижные и хороводные народные игры.

 

         Данное пособие содержит материал, связанный с продуктивной деятельностью детей. В своих работах они отражают свое отношение к  явлениям общественной жизни, к природе: «Мой любимый город», «Мое любимое животное из красной книги», «Моя семья», «Я  (мой город) в будущем».

 

     На странице «Это интересно», можно познакомиться с дополнительным материалом краеведческой тематики, который  собирается совместно с семьями воспитанников:  «Игры и занятия крестьянских детей», «Национальные костюмы народов, населяющих Пензенскую область», «Народные праздники жителей Пензенской области», «Народные праздники в живописи» и т.д.

      Здесь же мы с ребятами помещаем «ментальные карты» как готовые, так и те, которые еще в процессе создания: «Русские народные сказки», «Россия», «Моя малая родина». А также флеш – карты, видео и аудиоматериалы. Данный фрагмент этого пособия мы часто помещаем в раздевалке группы, с целью повышения интереса к народной культуре не только наших воспитанников, но и их близких.

 

        Благодаря его трансформируемости и мобильности, содержание может изменятся, пополняться и использоваться педагогом как в ходе образовательной деятельности,  так и в течении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении в зависимости от его интереса и желания (в групповой комнате, на прогулке, в ходе детско – взрослых событий).

    Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что данное пособие может стать отличным подспорьем не только для воспитателя детского сада, но и родителей воспитанников в плане расширения кругозора детей, закрепления уже имеющихся знаний и опыта в разных образовательных областях, в приобщении детей к народной культуре.  Воспитании любви к своим близким и гордости за свою страну, область, город, за достижения своих земляков.  В воспитании уважительного отношения к людям другой  национальности, к их культуре и  истории.

Фотографии

Оставить комментарий: