Ментальные карты в работе с детьми дошкольного возраста
15 апреля 2018
Ментальные карты
в работе с детьми дошкольного возраста
Метод «Ментальных карт», или «интеллект-карт», был создан американским психологом, учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карты».
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к
изображению окружающего мира, помогают структурировать и сжимать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы. Главная их отличительная черта – наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра.
Так вместе с ребятами мы создали ментальную карту «Русские народные сказки».
Благодаря проделанной работе, дошкольники в доступной и привлекательной форме обобщили и закрепили информацию о содержании и типах сказок (о животных, волшебные, бытовые), о представленных образах (животные, вымышленный персонаж, обычный человек), о волшебных сказочных предметах, о стилях и структуре самой сказки (зачин, основа, концовка).
Также мы создали интеллект – карту «Россия».
Благодаря которой ребята обобщили и закрепили знания государственной и неофициальной символики страны, о национальностях, проживающих на территории России, о народных промыслах и ремеслах, о природных зонах, растительном и животном мире, о праздниках, о защитниках страны, о известных писателях и поэтах. Рассматривая ментальную карту, дошкольники свободно могут поддерживать беседу, отвечать на заданные вопросы, составить развернутый рассказ о своей стране.
По аналогии мы с ребятами создали и интеллект – карту по нашему родному Пензенскому краю.
Данная методика стала для меня большим подспорьем в работе с детьми логопедической группы. Она не только помогает в ходе образовательной деятельности, но и сплачивает детский коллектив, делает их более увлеченными, уверенными, открытыми, коммуникативными.